?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Философское

В комментах к посту прекрасной невзаимной френдессы встретила - "это не про любовь, это про обретение души [сказка]". И удивилась, что любовь не отождествляют с обретением души, а отличают от нее - как так?

Ведь если человек не умел любить и научился - это как раз то измерение, в котором невыразимое словами нечто называют душой. Тот самый дзэн, когда в гармонии с собой и с миром, и полный спектр эмоций, и благодарность, и ценность живого. Что же еще можно назвать обретением души?

Когда любовь перестаешь ждать или хотеть извне - и начинаешь чувствовать и проявлять. И проявляться в ней - в отношении, в действиях и в словах тоже. Непротиворечиво и умеренно, хм)

Правда, для меня та сказка - не про любовь и не про обретение души, а про другое совсем. Про иллюзии и бегство от стереотипов к спасению, про жертвы ненужные, ожидания несбывшиеся - и про смерть. Про неприемлемые выходы из безвыходных положений путем разрушения себя - в неизвестность. И еще - про силу слов, когда невозможность сказать словами - фатальна.

Русалочка Андерсена.

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
scary_window
Oct. 12th, 2016 06:34 pm (UTC)
Андерсен вроде как именно писал о том, что даже нечисть может обрести душу и благостно пойти к богу на небеса, но даже включая авторскую опцию (не во всех форматах душа летит к богу, иногда остановка непосредственно на пене и восходе солнца), у меня эта сказка про зашоренность и идефикс какой-то. Да, романтичный, без зла почти, но каждый герой тупо зациклен на своем, никуда не глядя своего добивается, и везет не каждому, причем почти никому не повезло в итоге.

Это один из моих любимых коней - Андерсен, его сказки и их моря смыслов
c_bemol
Oct. 14th, 2016 01:19 pm (UTC)
Андерсен
Я ее давно не перечитывала, но отчетливо помню, как рыдала ребенком, когда в первый раз прочитала.

Удивительно, что ее трактуют по-разному до сих пор, правда? Хотя линия про нечисть и бога никогда мне не отзывалась ничем - мне отзывалось, что Русалочка сделала всё возможное и невозможное ради любви - и не получила ее. И все остальные герои казались немножко картонными, кроме Русалочки и Ведьмы, разве что ее сестры помнятся живыми, хотя скорее мимолетными, чем полноценными персонажами.

Что с точки зрения психологии безусловно говорит о детско-родительском конфликте, хм)
ehn_aton
Oct. 12th, 2016 09:53 pm (UTC)
обретение души
Что-то с этим словосочетанием не так. Душа - она либо есть, либо её нет, не существует в природе. Если мы хоть как-то озаботимся точностью формулировок, конечно.
Ну или подразумевается и в самом деле "невыразимое словами нечто", крайне субъективное, причём с ярко-выраженной личной оценочной характеристикой. То есть подразумевается, что "обрести душу" это непременно хорошо, нужно и правильно. И способы "обретения души" оценивающему так же неплохо известны, в силу уже состоявшегося подобного акта с его стороны.

Так что Ваше вИдение мне безусловно ближе
c_bemol
Oct. 14th, 2016 01:49 pm (UTC)
Re: обретение души
Очень рада Вашему комментарию - Вы совсем пропали, и приятно, что Вы есть вообще)

По сути - понимаете, я тут пару лет назад придумала определение души. Это про эмоции, про ощущение жизни - и себя живым человеком. Я давно решила, что Богом, душой и жизнью называют невыразимое нечто, что не помещается в словесно-логическую картину мира - вот как вкус невыразим словами за пределами вкусовых ощущений, но реально существует при этом. И перевод чувственных понятий в словесно-логическое измерение не может быть точным, как проекция, например, длины в ширину. Измерения разные, принципиально.

В отличие от неподвижно застывшего христианского понимания души и жизни вообще, буддистское понимание дзэна нестатично: дзэн можно найти (почувствовать, обрести) и утратить, как гармонию и равновесие. И он не дается извне кем-то высшим, а развивается в себе - стремлением, методом проб и ошибок, опорами на себя и связью с миром.

И с этой точки зрения душу можно и обрести и утратить, как ощущение жизни - ценности и радости жизни, счастья, связи с миром и наполненности смыслами, которые скорее создаешь, чем находишь. Такое творческое нечто, основанное на доброте и умении ценить, позволяющих принимать собственное несовершенство в мире, где места хватает всем и не нужно доказывать свое право на существование. Потому что право - штука абстрактное, а существование просто есть. По факту.

Это примерно как слепому научиться видеть или глухому открыть для себя мир звуков - такое новое измерение мира. Эмоциональное. Если оно дается кем-то извне, значит, может быть отнято извне, а если выращивается внутри - то оно своё. И любовь как отношение человека к себе, другим и миру в целом не дается ему извне: если не развивать и не стремиться балансировать как-то, получаются довольно страшные штуки иногда. Зависимость, жертвенность, власть, бесконечные требования и прочие несчастные мучительные отношения, в которых вообще непонятно зачем люди остаются и стремятся к ним. Или изоляция, бессилие и бессмысленность - если только бежать от них.

На самом деле мне просто хочется узнать, как у Вас дела и вообще - жизнь)
ehn_aton
Oct. 14th, 2016 09:20 pm (UTC)
нечто
Я так-то понимаю, что это нечто как-будто требует определения. Только это трудно. Не так, как вкус, нет. Вкус как-то можно всё-таки. С ошибками, с неточностями, с искажениями, но можно. Ну, мне так кажется. Дать попробовать, в конце концов, можно:) А как дать попробовать "нечто..."?

А что касается извне-изнутри, то у меня есть вот какой вопрос по этому поводу. Между внешним и наружным должна существовать граница, не так ли? Вы можете её как-то демаркировать?
ehn_aton
Oct. 14th, 2016 09:26 pm (UTC)
дела и вообще - жизнь
А я очень рад, что Вы ответили. Я очень соскучился по нашим с Вами разговорам:)

Про дела - это будет в основном про суд. Вам интересно? Не, так-то много чего всякого происходило, но в центре, с точки зрения морального напряжения и отдачи внутренних сил, были судебные дела. Так уж вышло.
Re: дела и вообще - жизнь - c_bemol - Oct. 14th, 2016 09:50 pm (UTC) - Expand
суд - ehn_aton - Oct. 14th, 2016 10:15 pm (UTC) - Expand
Re: суд - c_bemol - Oct. 14th, 2016 10:21 pm (UTC) - Expand
Re: суд - ehn_aton - Oct. 14th, 2016 10:34 pm (UTC) - Expand
Re: суд - c_bemol - Oct. 14th, 2016 11:03 pm (UTC) - Expand
Re: суд - ehn_aton - Oct. 14th, 2016 11:56 pm (UTC) - Expand
twentysquirrels
Oct. 13th, 2016 10:12 am (UTC)
Вот и мне кажется, что сказка не про любовь, а про борьбу с собой и стереотипами. И согласна с предыдущим оратором, "обретение души" - странная формулировка.
c_bemol
Oct. 14th, 2016 01:58 pm (UTC)
обретение души
литературоведческая формулировка - :)

Если принимаешь себя, то с собой не борешься, а если борешься с собой - то не особо-то себя любишь: считаешь часть себя врагом, с которым драться нужно. Невозможно любить то, что хочешь уничтожить, т.е. настолько не приемлешь, что отказываешь в праве на существование или хочешь переделать насильно.

А про стереотипы - да, согласна с вами. Она бежала из устоявшегося мира, где роли расписаны - в другой мир, о котором не знала почти ничего, но увидела красоту и стремилась к ней. Сильная сказка, да.
twentysquirrels
Oct. 14th, 2016 02:34 pm (UTC)
Re: обретение души
Не согласна.
Если ты принимаешь себя, значит ты честно признаешь в себе и хорошее и плохое, а так же отдаешь себе отчет в том, что можно сделать для изменения плохого/неприятного /нежелательного) и меняешь. В том числе принятие своей неправоты и попытка извиниться или же попытка примериться с ошибками прошлого может быть вполне себе внутренней борьбой.
Да даже сеансы психотерапии - это внутренние изменения через борьбу с уже устоявшимися в голове шаблонами и стереотипами.
Если с собой не борешься, и любишь себя во всех проявлениях - то ты ближе к животному, чем к разумному.
И знаменитое "владей собой среди толпы сметенной" - тоже про внутреннюю борьбу! :)

Про обретение души, да, там по сюжету душа заявлена , как нечто абстрактное вечное, что можно получить если тебя полюбят. Ну вот она спасает мужика, которого думает что полюбила, наблюдая его из далека. И ждет, что за это он полюбит её! А он может и не в состоянии никого любить кроме себя. И отсюда печальный конец :) Так что сказка про пустые надежды и иллюзии.

Ну а с собой-то она огого как боролась! Можно же было замочить принца и вернуть себе рыбью жизнь( или как-то примерно так, не помню уже). Не смогла же!
Re: обретение души - c_bemol - Oct. 14th, 2016 09:34 pm (UTC) - Expand
Re: обретение души - twentysquirrels - Oct. 15th, 2016 08:20 am (UTC) - Expand
Re: обретение души - c_bemol - Oct. 15th, 2016 01:35 pm (UTC) - Expand
Re: обретение души - twentysquirrels - Oct. 16th, 2016 09:24 am (UTC) - Expand
Re: обретение души - c_bemol - Oct. 16th, 2016 01:38 pm (UTC) - Expand
Re: обретение души - twentysquirrels - Oct. 16th, 2016 06:26 pm (UTC) - Expand
Re: обретение души - c_bemol - Oct. 16th, 2016 08:19 pm (UTC) - Expand
Re: обретение души - twentysquirrels - Oct. 16th, 2016 08:50 pm (UTC) - Expand
Заедать свою жизнь - c_bemol - Oct. 16th, 2016 09:13 pm (UTC) - Expand
Re: Заедать свою жизнь - c_bemol - Oct. 18th, 2016 02:59 pm (UTC) - Expand
Попадает в иную среду - c_bemol - Oct. 16th, 2016 09:30 pm (UTC) - Expand
Re: Попадает в иную среду - c_bemol - Oct. 18th, 2016 02:41 pm (UTC) - Expand
Хомяк - c_bemol - Oct. 18th, 2016 06:57 pm (UTC) - Expand
Re: Хомяк - twentysquirrels - Oct. 18th, 2016 07:45 pm (UTC) - Expand
Субличности - c_bemol - Oct. 18th, 2016 08:23 pm (UTC) - Expand
Re: Субличности - twentysquirrels - Oct. 18th, 2016 08:51 pm (UTC) - Expand
Re: Субличности - c_bemol - Oct. 18th, 2016 09:05 pm (UTC) - Expand
границы личности - c_bemol - Oct. 16th, 2016 09:33 pm (UTC) - Expand
Re: обретение души - twentysquirrels - Oct. 16th, 2016 09:12 pm (UTC) - Expand
борьба с болезнью - c_bemol - Oct. 16th, 2016 09:41 pm (UTC) - Expand
Re: борьба с болезнью - twentysquirrels - Oct. 17th, 2016 12:03 pm (UTC) - Expand
Проблема вагонетки - c_bemol - Oct. 17th, 2016 07:34 pm (UTC) - Expand
Re: Проблема вагонетки - c_bemol - Oct. 18th, 2016 02:31 pm (UTC) - Expand
Re: Проблема вагонетки - c_bemol - Oct. 18th, 2016 07:21 pm (UTC) - Expand
Re: Проблема вагонетки - c_bemol - Oct. 18th, 2016 08:44 pm (UTC) - Expand
born_saturday
Oct. 13th, 2016 10:58 am (UTC)
я забила на любовь, пусть другим волнует кновь)

все не вечно, всей пройдет, вечно - только снег идет...

хотя и снег - это лишь миг в относительности)
c_bemol
Oct. 14th, 2016 01:52 pm (UTC)
забила на любовь
Я видела в твоем посте что-то про ритуалы и магию, да. А как же любовь к жизни в целом, к себе и к своему ребенку, и к увлечениям своим? Ты на нее тоже забила или просто перестала ждать принца на коне, который придет и решит все проблемы?
born_saturday
Oct. 17th, 2016 06:45 am (UTC)
Re: забила на любовь
Бемолька, я может тебя рассмешу, но иногда мне думается (вот странное), что ты не девочка)) ну конечно я о принце. И проблем у меня особых нет, с приходом принца их возникает гораздо больше, чем без прихода).
Re: забила на любовь - c_bemol - Oct. 17th, 2016 06:50 pm (UTC) - Expand
Re: забила на любовь - born_saturday - Oct. 18th, 2016 05:15 am (UTC) - Expand
Re: забила на любовь - c_bemol - Oct. 18th, 2016 01:51 pm (UTC) - Expand
gerostratus
Oct. 13th, 2016 08:14 pm (UTC)
Если слышишь Шопена - ты еще жив. Мысль дня, однако. Вдохновили.
c_bemol
Oct. 14th, 2016 02:00 pm (UTC)
Шопена
Похоже на декартовское "я мыслю - следовательно, я существую": когда очевидные вещи доказываются себе окольным путем, потому что недоступен прямой. Это грустно и вызывает сочувствие: ведь прямой путь перекрыт кем-то так прочно и давно, что до сих пор приходится обходить эти завалы. И все равно получается)

А почему Шопена?
gerostratus
Oct. 14th, 2016 03:19 pm (UTC)
Re: Шопена
Я "случайно" наткнулся на Ваш журнал. Этот пост Ваш + ник ... Проводы любви, вобщем, состоялись тут у меня. А т.н. "Похоронный марш" это третья часть сонаты си-бемоль минор Шопена...
Re: Шопена - c_bemol - Oct. 14th, 2016 09:41 pm (UTC) - Expand
Re: Шопена - gerostratus - Oct. 16th, 2016 06:48 am (UTC) - Expand
ничего случайного - c_bemol - Oct. 16th, 2016 12:50 pm (UTC) - Expand
Re: ничего случайного - gerostratus - Oct. 16th, 2016 01:04 pm (UTC) - Expand
Re: ничего случайного - c_bemol - Oct. 16th, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
Re: ничего случайного - gerostratus - Oct. 16th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
Re: ничего случайного - c_bemol - Oct. 16th, 2016 08:23 pm (UTC) - Expand
( 68 comments — Leave a comment )

Profile

Ночные разговоры
c_bemol
Си-бемоль

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com