?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не навреди

Добро и зло - оценочные категории: что хорошо и что плохо. Для кого-то хорошо или плохо, люди же разные. Хорошее для одного может быть плохим для другого, и наоборот. Субъективные оценочные категории, более того - динамические. Оценка события как хорошего или плохого меняется со временем: вот сложный период жизни, чертовски тяжелый и сплошное испытание, а через полгода-год понимаешь - как много он дал, чему удалось научиться, насколько насыщенной была жизнь, и - испытываешь благодарность. К тому, что проклинала - добром маркируешь позавчерашнее зло, и наоборот.

Самое нелепое в этой вот конструкции, что людям боишься навредить все равно. Как будто вред - это такой приговор, нечто непоправимое, прожигает душу кислотой, остаются шрамы и дисфункциональность. Эмоциональная хромота. Мысленный ступор. Душевный паралич. Каких еще придумать сравнений. А добро причинить, как правило, не боишься - скорее опасаешься не донести. Иронизируешь, ибо нелепо - а все равно.

Как будто зло непоправимо, а добро преходяще. И это даже если знаешь, что вера в дьявола - подтверждение веры в бога: невозможно верить во зло, не веря в добро, это же полюсы, такие половинки. Черно-белое восприятие мира. Многоцветного, полновкусного, мультизвучного, с миллионом запахов и оттенков прочих всяких чувств.

Всё, что человек делает, особенно во взаимодействии, ибо изолироваться от мира крайне сложно - как-то влияет на других людей. Не навредить вообще ничем - никого не задеть локтем, словом, эмоционально - можно двумя способами. Первое - никому ничего плохого не делать, не говорить и не выражать, а поскольку не знаешь, что может задеть другого человека и как это влияние обернется через время - для идеального коллапсирования возможности навредить, уничтожения ее в зародыше - не взаимодействовать, не быть, вообще не жить - а вдруг кому-то от этого плохо. Недооценивать себя и переоценивать последствия своих действий - такой парадокс, кривая гармония, перекошенный баланс.

Второе - решить, что вот не можешь причинить другим никакого вреда потому что потому, вот невозможно и точка. Белая, пушистая, какаешь розами. Отказываться видеть связи и приписывать себе негативные последствия коммуникаций - при хоть каком-то стремлении к объективности и позитивные тоже. Не взаимодействовать открыто и честно, чтобы не дай бог не убедиться, что вред-таки причинен. Не верить, что это был вред, какое-то зло - ни в коем случае не спрашивать, а вдруг. Фокусироваться на хорошем и приятном, от этого отмирают все чувства, не сразу, через время.

Третье:) Не зацикливаться. Не зацикливаться на идее добра и зла, прекратить уже постоянно оценивать мир в черно-белых категориях и маркировать события как хорошие и плохие. Не зацикливаться на идее собственного влияния на других - начать уже видеть и слышать других и понимать, что вовсе не оказываешь такого уж определяющего и значительного воздействия на миры других людей, чтобы воспринимать что-то в их жизнях как свою вину или достижение, исходящее именно от тебя добро или зло, преимущественно твое плохое или хорошее. Это довольно трудно для человека, выросшего в манипулятивном окружении - отделить свои границы от чужих и свою ответственность от чьей-то еще, перестать оценивать по дуальной шкале, эгоцентрической.

Меня тут потрясла буквально мысль, что если центрироваться на непричинении вреда, на зле, потенциально исходящем от тебя - то автоматически маркируешь себя как плохого человека, а значит - оказываешься плохим человеком в мире плохих людей, ведь вера и убеждения влияют на действия и поступки - убирая альтернативы из поля сознания.

Потому что уделяешь львиную долю внимания этому вот оценочно-субъективно-динамическому понятию как чему-то реальному. Потому что отношение к себе определяет отношение к другим людям и отношения с ними. Когда не умеешь уважать себя, когда этого вот чувства и отношения в личном опыте нет - к другим его просто не можешь испытать, потому что не знаешь, что это такое. Такой категории просто не существует в личном чувственном опыте. То же самое верно про любовь. А про доброе хорошее отношение?

Когда постоянно ищешь в себе зло с целью пресечения, исходя из идеи "непричинения вреда" - этот же опыт переносишь и на других, автоматически, не замечая этого на сознательном уровне. Отчаянно искать хорошее в других людях и фиксироваться на своем "не навреди", на своем потенциальном вреде - это такая странная ложь. Все хорошие и всех нужно оберегать от себя, потенциально вредоносного и в корне плохого. Способного разрушить этот хрупкий мир и ничего не делающего во благо, ибо силы твои бесконечны в своей губительной порочности.

Как вообще эта нелепая идея смогла получить столь широкое распространение в массах? Вот загадка.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
muziker
Oct. 23rd, 2013 02:59 pm (UTC)
действительно загадка. Хотя что тут загадочного. по факту: добро-жизнь,зло-смерть. Делай добро,остерегайся зла- в этом контексте всё просто
izida_2011
Oct. 23rd, 2013 07:42 pm (UTC)
добро-жизнь,зло-смерть.
всё гениальное просто, мне понравилось в этим ракурсе очень
muziker
Oct. 23rd, 2013 08:07 pm (UTC)
Re: добро-жизнь,зло-смерть.
обобщения упрощают)
c_bemol
Oct. 23rd, 2013 08:07 pm (UTC)
загадка
Меня мучает вопрос - неужели действительно так легко поверить, что зло внутри по умолчанию и от него нужно оберегать других, а не уследишь - вырвется и натворит бед?

правда так легко поверить, что способность делать зло - инстинктивная, этому даже учиться не надо - а способность делать добро требует усилий, обучения, выдержки и тренировки, постоянства и умения отличать его от зла?

действительно ли многие люди воспринимают это так - зло по умолчанию, добро как усилия, труд, выученное нечто, по умолчанию не идущее, наоборот?

второй вопрос - как мы дошли до жизни такой) А вот первый - это правда так у многих или у меня перемкнуло что-то в голове, а большинство людей вовсе даже в другое совсем верят?
muziker
Oct. 23rd, 2013 08:24 pm (UTC)
Re: загадка
Есть действие,это медаль, у неё есть две стороны. любую медаль видно только с одной стороны. обратная сторона медали доступна только в теории. Какой ответ ты пытаешься найти задавая такие вопросы? сегодня я сыт и устроен,мне хочется любить весь мир и нести светоч добра,завтра я буду голоден и лишён всего и меня реально нужно опасаться, потому как неизвестно на какие шаги я пойду чтобы вернуть себе и своей семье благополучие. Я добрый или злой? чего во мне больше,зла или добра? или может быть мы все должны быть злыми,чтобы стать в итоге добрыми? или будучи слишком добрыми мы можем скатиться в итоге и стать злыми?
чтобы быть добрым,таки нужны усилия.злым быть проще, при этом их сторона медали ничуть не темнее.
c_bemol
Oct. 23rd, 2013 08:38 pm (UTC)
Re: загадка
ну, ты-то добрый, это я знаю:)

существует концепция, что человек изначально зол и обязан сдерживать себя и строго контролировать все свои порывы, иначе мир утонет в крови. Если каждый будет делать что хочет. Она исходит из того, что добро - вещь для человека неестественная, а зло - неотъемлемая.

До меня только сейчас доходит, насколько она параноидальна.
Re: загадка - muziker - Oct. 23rd, 2013 08:48 pm (UTC) - Expand
Re: загадка - c_bemol - Oct. 23rd, 2013 10:32 pm (UTC) - Expand
Re: загадка - muziker - Oct. 24th, 2013 04:29 am (UTC) - Expand
Re: загадка - c_bemol - Oct. 24th, 2013 04:47 am (UTC) - Expand
Re: загадка - muziker - Oct. 24th, 2013 08:13 am (UTC) - Expand
Re: загадка - c_bemol - Oct. 24th, 2013 01:53 pm (UTC) - Expand
Re: загадка - sun_ai_nuan - Oct. 23rd, 2013 09:24 pm (UTC) - Expand
Re: загадка - c_bemol - Oct. 23rd, 2013 10:47 pm (UTC) - Expand
c_bemol
Oct. 23rd, 2013 08:12 pm (UTC)
это можно так извратить, ты же понимаешь(
muziker
Oct. 23rd, 2013 08:25 pm (UTC)
конечно,этим и занимаемся)
c_bemol
Oct. 23rd, 2013 08:42 pm (UTC)
в той книжке Айн Рэнд, кстати - было точно такое же определение добра и зла, насколько я помню. А она долго шла к своей философской системе и действительно уважаема на западе

так что это крутое определение - правда, оно подходит только для людей думающих
(no subject) - muziker - Oct. 23rd, 2013 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - c_bemol - Oct. 23rd, 2013 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muziker - Oct. 24th, 2013 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - c_bemol - Oct. 24th, 2013 04:38 am (UTC) - Expand
izida_2011
Oct. 23rd, 2013 07:41 pm (UTC)
А добро причинить, как правило, не боишься
хорошо звучит - причинить добро)
c_bemol
Oct. 23rd, 2013 08:09 pm (UTC)
Re: А добро причинить, как правило, не боишься
это из Блога Добрых Психиатров - "будем пользу причинять да ласкам подвергать" - :)

Лер, а как ты думаешь - это правда такая установка у большинства людей, что зло внутри по умолчанию и его надо сдерживать, а добру надо учиться терпением и трудом?
sun_ai_nuan
Oct. 23rd, 2013 09:25 pm (UTC)
Re: А добро причинить, как правило, не боишься
неправда, это пропаганда
c_bemol
Oct. 23rd, 2013 10:51 pm (UTC)
Re: А добро причинить, как правило, не боишься
когда писала, вспоминала тебя и думала - что у тебя точно такой установки нет)

потому что смелость пробовать новое и нормально относиться к ошибкам, особенно к своим - не требуя от себя совершенства и не казня себя за каждую оплошность - крайне плохо совмещается с этой установкой: страх и вина задавливает инициативу и почти блокирует развитие, если верить в собственную злую природу, требующую контроля, когда первым пунктом в жизненном уставе стоит "не навреди"
izida_2011
Oct. 24th, 2013 06:04 pm (UTC)
Re: А добро причинить, как правило, не боишься
я не согласна с этим утверждением,
вот на примере своего ребёнка..как я вижу..добро внутри нас, ещё детей, и любовь в нас заложена, а общество учит злу, а СМИ и кинематограф и люди,взрослые этому учат сами..ну не знаю..так я вижу мир почему-то,а не наоборот
c_bemol
Oct. 24th, 2013 07:40 pm (UTC)
Re: А добро причинить, как правило, не боишься
В том и дело - что видеть мир как основанный на добре - это же естественно, и как же иначе можно любить его, себя, вообще - всех?

я когда до этой мысли дохожу, чувствую себя мультяшным персонажем каким-то. То есть видеть мир злым естественно для злых людей - считающих себя и других злом, вечно подозревающих мир в злобе, и ведущих себя исходя из этих установок

То есть это так просто, черт возьми. Слишком просто, чтобы потрясти или впечатлить - ничего нового для тех, кто уже это понимает, ничего достаточно сильного, чтобы помочь изменить свои ощущения тем, кто этого не понимает, просто чувствует какую-то неправильность в восприятии мира через призму зла.

Когда такие простые вещи доходят - до сердца, что ли - это неописуемое ощущение, невозможно понять, как можно было этого не понимать) но когда они доходят до головы, и просто считаешь их разумными, но не чувствуешь - это ни о чем, слишком просто

Это как открыть для себя какую-то очевидную совершенно вещь - что светло от солнца, например, или я не знаю. Очень странно себя чувствуешь, когда это понимаешь, а не просто знаешь абстрактно. Понимаешь, Лер?
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

Ночные разговоры
c_bemol
Си-бемоль

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com